3. Маркетинговые исследования рынка и его структурных элементов

3.1. Цели, задачи и содержание основных направлений маркетинговых исследований

1. Оценить состояние и перспективы развития макросреды.

1.1. Экономическая среда:

а) уровень доходов;
б) динамика темпов инфляции;
в) уровень безработицы и его тенденции;
г) ожидаемый темп роста ВНП или промышленной продукции?
д) какой ожидается рост цен?
е) какие изменения в экономике могут негативно влиять на   развитие рынка или спроса?

1.2. Технологическая среда

а) как развитие технологии может оказывать влияние на спрос  на товары фирмы?
б) какие секторы технологии могут составить угрозу для  деятельности фирмы?
в) какие направления разработок могут вызвать технологический прорыв, который затронет рынок фирмы?
г) когда может произойти этот прорыв?

1.3. Политико-правовая среда

а) какие законы и нормативные акты, влияющие на бизнес фирмы, существуют сегодня и какие могут быть приняты в скором времени?
б) какие финансовые и налоговые инструкции могут влиять на рентабельность бизнеса фирмы?
в) испытывает ли отрасль, в которой работает фирма, критику со стороны ассоциаций потребителей?

1.4. Социально-демографическая и культурная среда

а) какие социально-демографические изменения затрагивают бизнес фирмы?
б) какие изменения в позиции покупателей могут влиять на рыночный спрос?
в) какие могут быть последствия этих изменений?

1.5. Природная и экологическая среда

а) какие процессы, применяемые снабженцами фирмы, создают угрозу для окружающей среды?
б) какие процессы и сырьевой материал, используемые фирмой, создают угрозу для здоровья людей или окружающей среды?
в) может ли отрасль стать мишенью для экологических движений

2. Общий анализ рынка

2.1. Какая емкость рынка в физическом и денежном выражении?
2.2. Какая наблюдается тенденция (рост, стагнация, снижение)?
2.3. Какой размер среднего потребления на душу населения, семью, клиента?
2.4. Конъюнктура рынка.
2.5. Сегментация рынка.
2.6. Какая структура сети сбыта?
2.7. Какие главные нововведения в этом секторе?
2.8. Какие рекламные средства наиболее популярны?
2.9. Тенденции развития рынка в будущем.

3. Анализ поведения потребителей и характеристик потребления.

3.1. Какие товары, услуги, используют потребители?
3.2. Кто является потребителями (социально-демографический профиль потребителей)?
3.3. Где, почему, как, когда, как часто потребители приобретают товар (услугу)?
3.4. Сколько товара покупают потребители?
3.5. Какие факторы определяют поведение потребителей при принятии решений о покупке?
3.6. Какие причины удовлетворения или неудовлетворения товаром (услугой?)
3.7. К каким факторам маркетинга (цене, рекламе, обслуживанию, имиджу) покупатели наиболее восприимчивы?
3.8. Какие ожидания покупателей и изменения поведения в будущем?

4. Анализ конкурентной среды?

4.1. Сколько существует прямых конкурентов и кто они?
4.2. Какая доля рынка приходится на 3-5 самых крупных конкурента?
4.3. Какой тип конкурентного поведения преобладает (“независимый,” следующий за лидером”,  ”такой, что бросает вызов”, “лидер)”?
4.4. Насколько сильные марки конкурентов?
4.5. Какая природа конкурентных преимуществ у главных конкурентов?
4.6. Сильные и слабые стороны конкурентов?
4.7. Конкурентная среда в будущем.

5. Анализ внутренней среды фирмы (ресурсы и возможности)

5.1. Производство (объемы производства, структура, темпы роста; технологический уровень, использование мощностей и т. д.).
5.2. Маркетинг (исследования рынка, каналов сбыта, нововведений, ценообразования, стимулирования сбыта и реклама, коммуникационные связи, маркетинговый бюджет).
5.3. Менеджмент (организация и система управления, фирменная культура).
5.4. Финансы (финансовая стабильность, платежеспособность, кредиты, собственные средства, прибыльность и т. д.).
5.5. Сбыт (транспортировка продукции, хранение товарных запасов, наличие и вместимость складов, возможность расфасовки и упаковки товаров).
5.6. Технологии (разработка и использование новых технологий, расходы на НДДКР, и т. д.).
5.7. Кадры (численность, обеспечение квалифицированными кадрами, текучесть, и т. д.).
5.8. Будущие тенденции (выпуск новой продукции, инвестирование развития производства, новые рынки и т.д.).

6. Анализ портфеля продуктов фирмы

6.1. Какие наиважнейшие свойства и преимущества продукта?
6.2. Конкурентоспособность продукции фирмы.
6.3. Насколько широкой является продуктовая номенклатура?
6.4. Самая привлекательная продукция фирмы для потребителей.
6.5. Необходимы ли изменения в продукции.
6.6. Насколько важны при продаже товаров или предоставлении услуг качество обслуживания, предоставления гарантий и т. д.?
6.7. Является ли важным фактором упаковка и какой она может быть?

7. Анализ каналов сбыта

7.1. Какие типы каналов сбыта используются для реализации продукции?
7.2. Самые эффективные с точки зрения расходов, сроков, безопасности, надежности, удобства
       для потребителя каналы сбыта продукции фирмы?
7.3. Мотивация потребителей относительно выбора канала.
7.4. Какой должна быть интенсивность использования оптовой и розничной сети?
7.5. Какие расходы и прибыль связаны с использованием каналов сбыта?

8. Анализ ценовой политики фирмы

8.1. Какая эластичность спроса на продукцию фирмы?
8.2. Наиболее подходящая ценовая политика.
8.3. Какие вариации цен могут использоваться в разных случаях?
8.4. Насколько важным фактором является цена для потребителя?
8.5. Какой должна быть реакция фирмы на угрозу цен конкурентов?
8.6. Если расходы производства уменьшаются, мы должны понизить цены или попытаться разработать более качественную продукцию?

9. Анализ политики продвижения

9.1. Каким должен быть оптимальный бюджет продвижения?
9.2. Значения разных видов продвижения в стимулировании спроса (рекламы, персональной продажи, и т. д.)?
9.3. Какая эффективность разных инструментов продвижения?
9.4. Каким должен быть наиболее подходящий комплекс продвижения?

10. Анализ реакции рынка на фирму и ее продукцию

10.1. Текущие объемы продаж продукции фирмы.
10.2. Доля рынка по каждому продукту.
10.3. Объемы продаж и доля рынка по видам продукции, группам потребителей, регионам и т. д.
10.4. Имидж фирмы и ее товаров среди потребителей, дистрибьюторов, общественности.
10.5. Удовлетворены ли потребители нашим товаром? Какой уровень возврата товаров?
10.6. Каким является процентное соотношение больших, средних и малых предприятий розничной торговли (по регионам) в продаже продукции фирмы
10.7. Какой процент каналов продает ниже предложенных розничных цен? Какая средняя розничная цена продукции фирмы?

переход в оглавление модуля | На следующую страницу >>

Маркетинг в сетях
Copyright © marketing@al.ru