Сергей Дмитриев

Очень полезную информацию можно получить из почтовых рассылок. Предлагаю Вашему вниманию обзор, позаимствованный из рассылки Сергея Дмитриева "Компьютерные программы для увеличения объема продаж"

Если у Вас есть другие полезные материалы по рынкам России и Украины, присылайте. Я с удовольствием размещу их здесь marketing@al.ru

Избавление от иллюзий

ВЕСПОЛ

Выпуск # 15 от 14.12.2000

В октябре, в Москве, состоялась выставка-конференция "Управление 2000". В рамках этого мероприятия компания Центр исследований экономических систем "Бизнес-Программы-Сервис" (www.finsoft.ru) провел, ставший уже традиционным, опрос посетителей. Из результатов этого опроса наиболее интересными мне показались следующие. Так, по вопросу - "Какие виды услуг Вас интересуют?" (напомним, что тематика выставки управленческая) были получены следующие данные (См. Табл.1)

 Таблица 1: "Какие виды услуг Вас интересуют?"

 

Управленческий консалтинг

56%

Повышение квалификации

35%

Маркетинговые (PR, реклама)

32%

Подбор программ

25%

Юридические

18%

Аудиторские

9%

Иное

5%

 Как видим, большинство руководителей нуждается в пополнении багажа своих именно управленческих знаний. Но еще более интересные результаты получены после обработки ответов на следующий вопрос - "Какие программы могли бы помочь Вам с точки зрения повышения эффективности управления?" (См. Табл.2):

 

Таблица 2: "Какие программы могли бы помочь Вам с точки зрения повышения эффективности управления?"

 

Системы документооборота

43%;

Системы планирования

38%;

Справочные системы

38%;

Управление Персоналом

37%;

Управление Финансами

36%;

Управление Производством

29%;

Управление Закупками, Сбытом, Торговлей

27%;

Обучающие системы

23%;

Отраслевые и специализированные системы

18%;

 Неожиданно, правда? Прежде всего, что на первом месте оказались именно системы электронного документооборота, опередив такие, казалось бы, необходимые системы как планирование, управление финансами, производством и др. Отчасти это можно, наверное, объяснить составом опрошенных, где большинство составили руководители среднего звена (40%) и для которых борьба с бумагами, похоже, действительно актуальна. Плюс то, что в этом списке оказались и/или занимают достаточно высокие места справочные системы, управление персоналом и обучающие системы заставляет задуматься об определенной корректировке представлений о характере работы управленцев - пользователей ПО на конкретных предприятиях.

В любом случае, для разработчиков деловых программ это неплохая информация для ориентировки в том, какие системы будут актуальны для заказчиков в ближайшем будущем.

Вторая конференция по близкой тематике прошла в ноябре в Санкт-Петербурге и носила достаточно яркое название - "Управление в России - Отказ от иллюзий". Среди участников было много представителей крупных промышленных предприятий, что и обусловило общее направление дискуссий и характер обсуждения заявленных тем. Благодаря проекту "Корпоративный менеджмент" (www.cfin.ru/" target=_top>www.cfin.ru), где выложено более 30 докладов, сделанных на этой конференции, у заинтересованных специалистов есть возможность более подробно ознакомиться с современными тенденциями развития российской практики управления.

Из этих докладов мне особенно понравились два - "Как будут управляться успешные промышленные компании в 2001 году? (настоящая реструктуризация еще впереди)" - и "План, учет и капитал" или "Как планировать и учитывать свой бизнес в 2001 г."

В первом из них, представленном Печерским А.С. (ИКФ "Альт", Санкт-Петербург), очень, я бы сказал "концептуально", рассмотрены направления развития российских предприятий в ближайшем будущем. В частности, отмечается, что на сегодняшний день последствия кризиса 1998 года уже преодолены и большинство компаний увеличило свои продажи и прибыли. Отсюда, часть руководителей расслабились, убаюканные текущим состоянием дел, а другие, наоборот, обеспокоились в процессе размышлений на тему о том, куда вложить сегодняшнюю прибыль, и неожиданно для самих себя пришли к выводу, "что их предприятие сможет выжить через 5-7 лет, только в том случае, если радикальные преобразования будут предприняты немедленно". Причинами для такого беспокойства, по мнению автора, является ряд факторов, в частности, постепенное выравнивание внутренних и внешних цен, изношенность оборудования, низкое качество продукции, постепенное проникновение на внутренний рынок зарубежных компаний и др.

В качестве противоядия предлагается обратить внимание на такие мероприятия как отсечение нестратегических бизнесов/продуктов, выделение/отказ от вспомогательных производств, поиск "мозгов" и "изюминки" (новых технологий и продуктов), а также "расширение кругозора" (поиск поставщиков за рубежом).

Хочу обратить внимание, что этот доклад представлен сотрудником фирмы, известной в качестве разработчика финансового и экономического ПО. Данное обстоятельство, на мой взгляд, свидетельствует не только о хорошем уровне работы самой фирмы, но и о тенденции более глубокого проникновения разработчиков делового программного обеспечения в предметную область управления предприятием.

Авторам второго доклада - Багазееву И.В. и Зелениной О.Д. из екатеринбургской исследовательско-консультационной фирмы "Новое решение", вообще хочется сказать "Браво!". Наконец-то нашлись люди, которые достаточно четко и обоснованно обозначили область показателей, необходимых для стратегического управления предприятием. Лучше всего сказать об этом словами самих авторов: ": ключевым набором показателей, позволяющих решать задачи стратегического управления в реальной практике оперативного принятия решений, являются: прибыль и коэффициенты нормирования основных и оборотных средств. Можно утверждать, что планирование этих базовых показателей необходимо и достаточно для стратегического управления бизнесом: Непосредственно стратегическими целями может быть и обеспечение уровня доходности на вложенный капитал, сопоставимый с альтернативными вложениями, и простое сохранение бизнеса в течение заданного периода за счет собственных ресурсов или непревышения определенного уровня вложений собственника. Однако, в конечном счете, именно прибыль используется при оценке всех вариантов. Другие методы экономического описания стратегии - захват доли на рынке, объем выпуска товарной продукции, техническое перевооружение - отражают лишь деятельность предприятия по достижению базовых показателей и в этом смысле являются производными от них"

Отсюда, намечается решение для столь часто дискутируемой среди разработчиков делового ПО темы как смысл и содержание управленческого учета, его особенностей в отличие от учета бухгалтерского или оперативного. В докладе отчетливо обозначены, как минимум, 3 показателя (прибыль, коэффициенты нормирования основных и оборотных средств), которые могут быть использованы в качестве ведущих параметров при построении информационной системы на верхнем уровне управления предприятием.

Хотелось бы отметить и еще один интересный доклад под названием "Использование ассоциативных исследований в практике маркетинга" (Рябовол В.В., ИКФ "Альт", Санкт-Петербург). В нем речь идет о рекламе брэндов, что особенно актуально для владельцев Интернет-проектов, где роль торговой марки очень велика. В докладе отмечается, что ассоциативные исследования предпочтений потребителей при выборе товара включают в себя выявление эмоциональных ассоциаций, символов тех или иных товаров, а также логические взаимосвязи между различными группами брэндов.

В целом же, на этой конференции довольно бурно обсуждались вопросы инноваций в сегодняшнем российском бизнесе, а также пути мотивации персонала. Кроме того, как всегда, полезно познакомиться с реальным опытом реорганизации бизнеса на примере конкретных предприятий (ОАО "Уралмаш" и фирма "Живая вода" из Оренбурга).

Из других новостей следует упомянуть неожиданную акцию компании SBI. Если верить рекламной листовке, полученной от ее официального представителя на территории РФ - компании " Джейнис-С", то в период с 1 по 31 декабря объявлена скидка на приобретение программного продукта "Касатка-проф" (Напомним, что "Касатка" - это программа из области автоматизации маркетинговой деятельности предприятия). Самое удивительное здесь заключается в размере скидки - 95%. Вы не ошиблись и это не опечатка, но, на всякий случай, что называется, "сумма прописью" - скидка составляет девяносто пять процентов!

Остается только гадать, с чего бы это? То ли есть какие-то вопросы со сбытом, то ли это какой-то супермаркетинговый ход. Будем надеяться, что второе. Тем более, что мне, как автору, приятно было увидеть в тексте, размещенном на сервере компании (www.kasatka.ru) поддержку и развитие своей идеи о подавляющем преобладании среди современного делового ПО программ для управления расходами (затратами) и практически полном отсутствии программ для управления доходами, высказанной в 8-м выпуске данной рассылки (от 07.05.2000).

 Сергей Дмитриев vespol@mail.ru

 Архив рассылки - http://marketing.al.ru/http://www.subscribe.ru/archive/comp.soft.soft2sale/

Copyright © marketing@al.ru
Бизнес в сетях