К ВОПРОСУ ПОНИМАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СУЩНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
И.А.Тогунов

Современный подход исследователей к личностно-ориентированной стратегии образования, в конечном итоге, подразумевает приоритетное выделение обучающегося из системы отношений «преподаватель-ученик». Подобная ситуация расстановки приоритетов объективна и закономерна в условиях наполнения отечественной системы  образования экономическими сущностями, при которых  традиционные отношения приобретают специфику маркетинговых (рыночных).

Аналогично тому, как в сфере производства и потребления товаров и услуг приоритетность в удовлетворении спроса принадлежит потребителю, так и в модели системы образования с личностно-ориентированной стратегией, личность обучающегося выходит на первое место не только по факторам потребления знаний, но и по сути своей, как основного субъекта системы отношений.

При разработке методов и форм управления современными отношениями субъектов системы образования, в частности, конкретной школы в широком смысле этого понятия, исследователю, во-первых, необходимо четкое понимание и представление сути преподавателя и ученика с точки зрения характеристик их, как субъектов маркетинговых отношений. Во-вторых, актуально научное обоснованное и представление самой системы таких отношений с выделением однозначно определенных формализованных элементов и состояний, а также вскрытием возможных закономерностей взаимосвязи субъектов и объектов, составляющих систему таких специфических отношений. При таком методологическом подходе представляется возможным объективно вскрыть противоречия в системе обучения, научно обосновать  и в конечном итоге практически реализовать научные методы и формы регулирования отношений обучающего и обучаемого, иначе говоря, обеспечить эффективный менеджмент, направленный как на удовлетворение спроса, так и на оптимизацию функционирования самой системы обучения.

Используя ранее вскрытые и описанные закономерности отношений субъектов в маркетинговых системах общего типа, представляется возможным охарактеризовать обучаемого (ученика) и обучающего (преподавателя)  параметрами маркетинговой системы (Рис. 1, 2).

Рис.1. Элементы, характеризующие ученика как субъекта маркетинговой системы

Рис.1. Элементы, характеризующие преподавателя как субъекта маркетинговой системы

Подобный подход позволяет в ряду прочих традиционных характеристик преподавателя и ученика выделить такие, которые с некоторой долей допущения описывают основных субъектов системы образования в среде рыночных отношений.

Отталкиваясь от таких характеристик и отношений субъектов системы образования, последнюю можно характеризовать как систему производства и потребления специфического вида товара – знаний.

Определенная степень формализации в представлении отношений преподавателя и ученика позволяет в определенной степени соотнести, до того неопределенную систему взаимодействия этих субъектов, с экономическими составляющими системы.

Таким образом, методологически удается связать элементы системы маркетинговых отношений между собой и в конечном итоге построить и выделить такие модели, в которых экономические методы управления были бы оптимальны в достижении качественного производстве и потреблении знаний.

Рынок вообще, в том числе преподавательских услуг, ориентирует преподавателя на маркетинг в своем конкретном сегменте и тем самым способствует обязательному изучению типов личности учеников по степени и возможности их потребительских функций.

Как известно, индивидуальные свойства личности, способности ученика, накладывают существенный отпечаток на возникновение целевых потребностей желания и возможности получения знаний. У одних учеников степень способности потребления знаний высока, у других – относительно низка. С учетом этого будет разниться и спрос на получение знаний, казалось бы при равнозначных желаниях учеников.  Вместе с тем, приобретение знаний ведет к существенной перестройке личности, а, следовательно, видоизменяют объем и специфичность преподавательских услуг в соответствии с видоизменившейся маркетинговой сущностью ученика. 

В связи с тем, что в последнее десятилетие ХХ века в России достаточно четко обозначилось расслоение общества не только по производственному, но и по социальному статусу, который, кстати, посредством уровня благосостояния напрямую связан с видом и формой производственной деятельности, то маркетинговая сущность приобретения знаний конкретного человека, отнесенного к определенному  слою общества, оказалась детерминирована со специфичностью определенного маркетингового сегмента.

Таким образом, в маркетинговых системах преподавания, в поле определенного сегмента производства и потребления знаний, существует объективная необходимость специфической, индивидуальной  работы по удовлетворению спроса конкретного ученика, т.е. реализуется личностно-ориентированная стратегия образования.

Именно учет индивидуального поведения ученика, преимущественная роль личности при организации и осуществлении функционирования системы образования в поле рыночных отношений, являются теми факторами, которые приводят к неразрешимым противоречиям внутри обобществленных тоталитарно-государственных систем здравоохранения.  

При индивидуальном подходе к ученику, расходование средств (материальных и физических) в маркетинговых системах преподавания представляется оптимальным, а показатели и критерии эффективности удовлетворения спроса – наивысшими.

Обобщая все вышеизложенное, представляется возможным предположить, что в поле маркетинговых (рыночных) отношений преподавателя и ученика, как с профессионально-педагогической точки зрения, так и с позиций экономического оптимума - наивысшей степенью рациональных взаимоотношений является индивидуальная работа с учеником, т.е. личностно-ориентированная стратегии образования.

Тогунов Игорь Алексеевич,
доктор медицинских наук,
профессор кафедры биомедицинской инженерии Владимирского государственного университета,
заведующий отделом информационного обеспечения и научных методов управления Владимирского областного фонда ОМС
E-mail: igor@vofoms.elcom.ru
Internet: www.rusmedserv.com/zdrav