ОПЫТ АДАПТАЦИИ МОДЕЛИ ОБЩЕГО МАРКЕТИНГА
К СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

И.А.Тогунов
г.Владимир


В одной из предыдущих наших работах (1) предпринята попытка описания основных субъектов личностно-ориентированной системы образования (ЛОСО), ученика и преподавателя, характеристиками, отображающими маркетинговую сущность этих субъектов.

Так ученик в системе маркетинга характеризуется следующими элементами: целевой потребность получения знаний, предметом знаний, познавательной группой, формой обучения, учебным занятием (единицей формы обучения), стандартом предмета знаний (программой), стоимостью единицы формы обучения, платежеспособностью.

В свою очередь, преподаватель в системе маркетинговых отношений описывается: целевыми предложениями предоставления знаний, предметом обучения, программой предмета знаний, методикой преподавания, профессиональной группой, единицей преподавательского труда, расценкой единицы преподавательского труда, заработной платой (вознаграждением).

Как показывают исследования, законы общего маркетинга в системах производства и потребления товаров и услуг в определенной степени универсальны и с некоторой долей допущения могут быть применены в социальных структурах с элементами рыночных отношений.

Современные реформы в системе отечественного образования, наряду с прочими составляющими, идут по пути усиления доли экономических параметров в методах и формах обучения, в том числе и расширением рыночных отношений. Элементы, характеризующие такую систему образования в части своей соотносятся с элементами общего маркетинга.

Элементы и характеристики модели маркетинговой системы услуг Элементы и характеристики отношений в личностно-ориентированной маркетинговой системе образования
Фактор внешней среды Социально-педагогическая проблема
Нужда Отсутствие знаний (характеризуется необразованностью)
Потребность Необходимость (потребность) получения знаний
Спрос Востребование (покупка) уроков
Предложение Педагогические образовательные рекомендации (предметы и программы обучения)
Деятельность Вид педагогической деятельности
Квалификация Уровень педагогической профессиональной подготовленности
Потребитель Ученик
Производитель Преподаватель
Сделка Целевая функция взаимоотношений преподавателя и ученика
Услуга Образовательная услуга
Стандарт Образовательный стандарт
Экономическая группа Образовательно-экономическая группа
Потребительская группа Образовательно-педагогическая группа
Профессиональная группа Профессиональная педагогическая группа
Стоимость услуги Стоимость учебного занятия
Случай обслуживания Случай обучения
Процедура Учебное занятие
Эффективность Результат получения (усвоения) знаний


Набор элементов, характеризующих маркетинговые отношения в системе образования, может быть ранжирован по определенным критериям. Возможный вариант такой градации элементов представляется следующим образом:



Маркетинговые характеристики ученика и преподавателя описаны выше.

К элементам блока потребностей и предложений на рынке образовательных услуг относятся: ученик, преподаватель, социально-педагогическая проблема, необразованность, необходимость (потребность) получения знаний, программа предмета знаний, уровень педагогической профессиональной подготовленности, целевая функция взаимоотношений преподавателя и ученика, образовательный стандарт, образовательно-экономическая группа, образовательно-педагогическая группа, профессиональная педагогическая группа, благосостояние ученика, платежеспособность обучаемого.

К элементам блока спроса и удовлетворения потребностей на рынке образовательных услуг относятся: ученик, преподаватель, социально-педагогическая проблема, необразованность, необходимость (потребность) получения знаний, востребование (покупка) учебных занятий (уроков), вид педагогической деятельности, случай педагогического обслуживания, стоимость обучения, единица преподавательского труда, результат получения (усвоения) знаний, расценка единицы преподавательского труда, заработная плата (вознаграждение), благосостояние ученика, платежеспособность обучаемого.

Успешное функционирование личностно-ориентированной системы образования может быть условно представлено определенной моделью, в которой взаимоотношений обозначенных элементов упорядочено.

Опуская в настоящем сообщении логику и методику пошагового объединения элементов маркетинговой системы, описанных в отдельных наших работах (2,3), получаем условную модель личностно-ориентированной маркетинговой системы образования (рис.1), являющейся частным случаем концептуальной модели системы общего маркетинга.


Рис.2. Модель личностно-ориентированной маркетинговой системы образования


Исследование модели личностно-ориентированной маркетинговой системы образования позволяет заключить следующее:


Модель позволяет в условном представлении личностно-ориентированной маркетинговой системы образования включить в описание взаимоотношений основных субъектов образования такие экономические понятия как благосостояние и платежеспособность потребителя образовательных услуг, расценку преподавательского труда и вознаграждение (заработную плату).

Наконец, условная модель личностно-ориентированной маркетинговой системы образования позволяет приблизиться к пониманию новой парадигмы образования.

Литература.

1. К вопросу понимания маркетинговой сущности образования в рамках современного менеджмента. // Сб. "Теории развития менеджмента: научные школы, инноватика и перспективы в информационно - педагогическом пространстве", (Материалы международной научно - практической конференции 1-3 октября 2001 г., - Вып. 1, - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2001. -с.152-155
2. Модель маркетинговой системы медицинских услуг (маркетинговая формализованная сущность либеральной системы здравоохранения), //Ж. Эксклюзивный маркетинг - № 5 - 1999, - с.47-83 (Приложение к журналу "Практический маркетинг")
3. Концептуальная модель маркетинга медицинских услуг в имитационном моделировании системы здравоохранения. // Сб. докладов III международной конференции "Радиоэлектроника в медицинской диагностике"". 29 сентября - 1 октября 1999 г., Москва, Россия, - с. 123-125.

Статья написана в январе 2002 года.

Тогунов Игорь Алексеевич,
доктор медицинских наук,
профессор кафедры биомедицинской инженерии Владимирского государственного университета, заведующий отделом информационного обеспечения и научных методов управления Владимирского областного фонда ОМС, автор 114 научных работ, в т.ч. 3-х монографий.

600026, г.Владимир,
ул.Горького 113"б", кв. 201
Тел.сл.: (0922)33-15-04
E-mail: igor@vofoms.elcom.ru
Internet: www.rusmedserv.com/zdrav