Стекольная продукция
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ


В нашей новой рубрике "Стекло" мы приводим мнения специалистов как со стороны трейдеров, так и производителей о рыночной ситуации, сложившейся в данной товарной группе. Так, Карпинская О.В. из Компании RosTrade говорит о необоснованном повышении цен для внутренних и внешних продаж, вследствие чего возникло большое снижение экспортных возможностей отрасли. Маркетолог Ирбитского стекольного завода Веденеев Ю.Б. высказал свое мнение: "Ситуация на стекольном рынке меняется к лучшему для потребителя, к худшему - для производителей с устаревшим технологическим оборудованием". Директор ООО "Промтехресурсы" Тютин М.А. указывает на то, что если в торговле стеклом на российском рынке в 2002 году наблюдался глубокий провал, то в 2003, похоже, намечается оживление.
Среди основных игроков на рынке стекольной продукции Карпинская О.В. отметила появление новых производителей, представляющих собой "реанимацию старых заводов": например, с января 2003 г. запустились Магнитогорский стекольный завод (Южный Урал), Токмакский стекольный завод (Кыргызстан). Тютин М. А. описал ситуацию следующим образом: "Появляются новые производители, и в большом количестве, в основном производители стеклотары, а также других продуктов из стекла (посуда не имеется в виду), пробиваются на российский рынок и иностранные производители из Азии, Европы. Старые российские заводы вынуждены менять ассортимент продукции". В качестве ведущих производителей основных видов стекольной продукции специалисты выделяют старые стеклозаводы и известных иностранных производителей, в том числе, с новыми родственными им заводами. Среди отечественных производителей листового стекла отмечают заводы, имеющие флоат-процесс: Борский стекольный завод, Саратовстройстекло, Салаватстекло.
По поводу целевых групп, на которые направлен основной сбыт продукции, Тютин М.А. сказал: "Большая часть продукции уходит через крупных и средних оптовиков и дилеров, что связано со спецификой потребления стекла строителями. Строителям часто просто не удобно работать напрямую с заводами, хотя этому никто не мешает". Веденеев Ю.Б. отметил, что на ИСЗ сбыт стекла напрямую в строительство, минуя трейдеров, составляет не более 10%.
На вопрос существует ли в стекольной отрасли такое понятие как "сезонность", Тютин М.А. ответил: "Конечно, основной потребитель - строитель, со всеми вытекающими последствиями. Но на некоторые группы сезонность влияет больше, на некоторые - меньше. Самый разгар на основные марки - конец лета и осень вплоть до Нового года". Карпинская О.В., напротив, придерживается мнения, что на рынке стекольной продукции существует только понятие "рост цен".
Какой вид продукции традиционно занимает лидирующие позиции по сбыту? На какой вид продукции наблюдается повышенный спрос? На данные вопросы Тютин М. А. ответил следующее: "Лидирующие позициии по сбыту - как определить, по стоимости или по объему в метрах? Это будут разные ответы. По метрам, конечно, флоат-стекло марок М3-М4. По стоимости, к отмеченным выше, быстро приближаются новые (для массового потребления в России) виды стекла со всевозможными видами покрытий, а также тонированное в массе стекло и другие виды". Карпинская О.В. заметила: "Был бы спрос на хорошие стаканы, если бы заводы думали о снижении себестоимости!". По вопросу существования на рынке товара, спрос на который значительно превышает предложение, Веденеев Ю.Б. отметил: "Спрос на стекло качества М1 не удовлетворен, т. к. нет заводов, производящих стабильно стекло М1, кроме Борского". Тютин М.А. придерживается следующего мнения: "На мировом рынке производителей есть любой товар и в любом для России количестве, но на отечественном рынке производится не весь ассортимент стекла, и в этом смысле есть неудовлетворенный спрос в России. Есть товар в России, не имеющий достаточного спроса по стране, но зато с очень хорошими перспективами на мировом рынке. Иностранцы это знают, но "их не пускают".
По поводу инноваций и новых технологий в стекольной отрасли Тютин М.А. отметил: "Новые технологии и новые продукты появляются, появляется и увеличивается новый подход к использованию вторичного сырья в стекольной промышленности. "Старые" трейдеры неохотно меняются, им это не надо, как им кажется. Появляются новые игроки на рынке (3-4 года). Появляются новые рынки на новые виды продукции из стекла, некоторые стремятся вытеснить из старых ниш старую продукцию".
Каким образом будет развиваться ситуация на рынке стекольной продукции? Свои мнения и прогнозы на этот счет Вы можете присылать по адресу ateklin@msouz.ru.


Материалы сайта "Маркетинг Союз" - строительно справочный портал