План маркетинга |
1. Анализ рыночной ситуации отрасли |
1.2. Общая ситуацияНа конец 1997 года по данным Госкомстату Украины в отрасли хлебобулочной промышленности работало:
Можно допустить, что данные не учитывают мелких частных предприятий с продуктивностью 0.5-10 т хлеба в сутки. По оценкам экспертов, их в Украины сегодня - 4-6 тыс. И продолжает постепенно расти Начиная с 1993 года происходит сокращение производства в среднем на 14,7 % в год, хотя в сегменте кондитерских изделий в 1997 году имел место прирост производства + 4,4 %. По данным независимых экспертов потребление хлебобулочных изделий за последние 5 лет в больших городах выросло (в Киеве с 950 до 1350 т. в сутки). Такая ситуация связана с тем, что население потребляет все больше хлебопродуктов как наиболее доступного по цене продукта. Различие оценок Госкомстата и операторов рынка связано с тем, что значительная часть производства продукции находится в тени. Потребление хлебопродуктов на селе значительно сократилось. Хотя операторы рынка рассматривают сельскую местность как потенциально емкую нишу рынка, конкуренция на которой пока отсутствует. Сокращение производства крупными предприятиями было обусловлено:
В то же время наблюдалось увеличение производства малыми предприятиями. Выигрыш в рентабельности у них обеспечивается безопарной технологией с использованием химических улучшителей, что позволяет производить продукцию стандартного размера, вес которой не превышает 40-60% хлеба, приготовленного по традиционным технологиями. Конкурентные преимущества мелких производителей:
Но на сегодня период активного развития мелких предприятий уже прошел, что подтверждается уменьшением прироста операторов рынка, чему сопутствовали следующие факторы:
На рынке кондитерских изделий за прошлый год произошли значительные изменения в структуре. Позитивным моментом можно считать увеличение доли рынка отечественного производителя. Имело место увеличение объемов производства продукции, особенно в денежном выражении, что делает отрасль привлекательной для инвесторов. Особое внимание в данном сегменте необходимо уделить позицированию продукции. Данный рынок наиболее сильно реагирует на влияние внешних явлений (кризис, уменьшение платежеспособности и т.д.) Структура рынка кондитерских изделий на Украине в 1997 году Менее привлекательно выглядит ситуация на рынке макаронных изделий. В прошлом году имело место затоваривание рынка, что усложнило реализацию продукции. Но данный рынок остается потенциально привлекательным по причине высокой емкости, удобства потребления, привычки населения. Для успеха особенное значение имеют качество и цена продукции. Структура рынке макаронных изделий на Украины в 1997 году На сегодня рынок хлебобулочных изделий находится в стадии зрелости, когда спрос на продукцию становится нерасширяемым, а увеличение объемов реализации возможно за счет конкурентов, или выхода на новые рыночные ниши. Таким можно сделать вывод: Рынки сферы деятельности предприятия остаются привлекательными для выхода на них конкурентов, поэтому особое внимание необходимо уделить стратегиям, которые позволят:
Кризис в экономике Украины может иметь для рынков предприятия следующие последствия:
|